МАХАЧКАЛА, 7 августа – Телеканал «ННТ». Горные районы Дагестана – колыбель народных промыслов и ремёсел. Аул Рахата в Ботлихском районе – единственное в мире место, где до сих пор шьют настоящие дагестанские бурки. Сегодня их можно увидеть лишь на фестивалях традиционной культуры, в музеях истории и изредка, в непогоду, на чабанах. Технология изготовления бурок передавалась из поколения в поколение и сейчас их производство возрождают. Бурка здесь – настоящая визитная карточка и один из символов района. Продукция фабрики славится далеко за пределами Дагестана. Одежду горцев примерила на себя и наш корреспондент.
Горы овечьей шерсти, из которой уже через три дня будет сшита настоящая кавказская бурка. Рахатинцы так и говорят – нужно три дня и три женщины. Правила изготовления бурки напоминают рецепт изысканного блюда. Особое внимание уделяется качеству сырья. Первым делом покупают хорошую, отборную шерсть. Затем перебирают и сушат.
Процесс изготовления бурок очень тяжелый, но благодаря некоторым инновациям три женщины успевают сделать три бурки в день.
Полученную разрыхлённую шерсть кладут на брезент и смачивают горячей водой.
И так сотни и сотни раз в течение нескольких дней. Полотно обкатывают и бьют руками, кожа на которых краснеет, покрываясь множеством мелких ранок. Работа тяжелая. Но другой в селе просто нет, говорят бурочных дел мастерицы.
Сидрат Умаханова родилась и всю жизнь прожила в родном селе Рахата, и с 16 лет делает бурки. Женщина признается, что молодежь не хочет этим заниматься, многие считают их работу грязной и слишком тяжелой, а главное - много денег на этом не заработаешь.
Это говорит и ее коллега по цеху Анастасия. Русская по национальности, она, выйдя замуж за дагестанца не нашла другого занятия в селе. Зарабатывают мастерицы этим тяжелым трудом 500 рублей в день, но по сельским меркам, признаются женщины - деньги немалые.
Заканчивает шерсть свой тернистый путь в пошивочном цехе. Здесь, собственно, войлочное полотно и превращается в привычную на вид бурку. Знаменитые рахатинские бурки, которые заказывали даже для легендарных кубинских революционеров Фиделя Кастро и Эрнесто Че Гевары были известны раньше по всему миру. К сожалению, сегодня о былой славе только воспоминания - ведь ныне они уже не пользуются большим спросом.
Али Магомедов признается – такие фабрики нужны селам, не только чтобы сохранить промысел, но, и для того чтобы сельским женщинам было где работать, сохраняя навыки уникального ремесла. Ведь вечно живое народное производство, пережившее немало потрясений не должно угаснуть.
Сюжет: Зумруд Гамидова