МАХАЧКАЛА, 14 мая. /Телеканал ННТ/. Большим скандалом обернулась персональная выставка «Ихтилат» Калеба Шмидта, которая открылась в Махачкале 28 апреля. Художник в течение прошлого года ездил по дагестанским сёлам и наносил на памятники культуры и архитектуры то ли гуашь, то ли качественную цветную краску, чтобы сделать из них эстампы. Пигмент с монументов так и не сошёл, из-за чего автора обвинили в варварстве, а его работы пришлось снять со стен.
«Вот те самые картины, которые ещё остались после выставки художника Калеба Шмидта. Они пока на полу, но совсем скоро их тоже уберут на фоне развернувшего скандала. Работы висели на этих вот стенах, и сейчас они совершенно пусты».
Так называемые «эстампы» (или оттиски на бумаге с печатной формы, сделанные с рельефов памятников) должны были украшать это пространство в течение месяца. Но персональная выставка Калеба Шмидта была открыта лишь две недели. Критика в адрес автора и его методов творчества не оставила иного выбора для куратора культурного мероприятия, которая ограничилась следующим комментарием.
Комментарий куратора выставки «Ихтилат», искусствоведа Заремы Дадаевой: «Несмотря на произошедшее, посыл выставки остается прежним: привлечь внимание к национальному наследию как ценности и актуализировать его для современного момента. Было принято решение снять работы по причине не выполненных автором заявленных этических обязательств. В этой резонансной истории возникло много вопросов и задач, которые необходимо сегодня решать и обсуждать. И хочется верить, что подобное гражданское единение проявится и в вопросах сохранения архитектуры и разрушающихся сёл в горах Дагестана».
Художник представил на своей выставке около 70 работ. Их он сделал, поездив по 17 дагестанским сёлам в прошлом году. Там объектами творчества Шмидта стали резные камни 13-19 веков, вставленные в фасады домов и мечетей, а также надмогильные плиты старинных кладбищ – всего 40 объектов культуры и архитектуры. На их поверхность автор нанёс то ли обычную гуашь, то ли качественную цветную краску, и не смыл её после себя. Представители общественности и научного сообщества обвинили его в варварстве, потому что пигмент застоялся на монументах и уже не сходит с них.
Произошедшим заинтересовалось Агентство по охране культурного наследия Дагестана. Специалисты ведомства уже побывали в селе Кубачи, где Калеб Шмидт раскрасил каменные рельефы Джума-мечети. (здесь Гео Дахадаевский район)
По этому случаю Дагнаследие обратилось в прокуратуру республики с просьбой принять меры реагирования. Сотрудники агенства проверят и другие объекты, которые присутствуют на оттисках Калеба Шмидта. Связаться с автором и получить комментарий нам не удалось. Однако, на своей официальной странице он извинился перед земляками и пообещал устранить следы своих вмешательств. Но будет ли дело доведено до конца покажет время. А там уже и станет окончательно понятно – варварство это, легкомыслие или непрофессионализм со стороны художника.