МАХАЧКАЛА, 11 ноября. /Телеканал ННТ/. Горянка на красной дорожке. Работа, которая покорила каждого. За нее ценители искусства уже готовы заплатить не один миллион. Автор картины – Шахнабат Алимагомедова – потомственная ковровщица, которая преуспела и в живописи. Два ее любимых дела сплелись в одно – и получился шедевр, говорят эксперты. Если бы не симпозиум, признается Шахнабат, может мир и не увидел бы эту работу. Идея витала давно, но вот дореализации «руки не доходили».
Этнические орнаменты, яркие краски – все это удивительным образом передает дагестанский колорит и судьбу женщин из аулов. Изображенный здесь силуэт – воплощение той выносливой и уютной горянки, на которой держится все благополучие семьи и народа.
В противовес яркому и теплому – холодное и мрачное. Если Шахнабат в своей картине отдала дань образу скромной и трудолюбивой горянки, то художница Наталья Савельева вдохновилась турецкими женщинами, на чьи плечи легло не менее тяжелое бремя, после крупного землетрясения. Их скорбь – в каждой детали. В жестах, в тонах и даже в погоде.
Дагестанско-турецкие мотивы в работах встречаются не просто так. «Симпозиум художников Кавказа» посвящено 100-летию народного поэта Расула Гамзатова и 100-летию образования Турецкой республики. Даты символические и организаторами было принято решение собрать в городе побратиме Махачкале - в Ялове, 100 художников из разных регионов России. Пребывают мастера группами. В течении 7 дней каждому участнику предстоит создать 2 живописные работы.
Более 30 художников уже прошли свои творческие испытания в рамках симпозиума. Среди них, не только мастодонты кисти и краски, так и начинающие мастера. Такой опыт, говорят участники, полезен для каждого, но по-своему.
Являясь частной инициативой, симпозиум открывает большие перспективы перед молодыми художниками, ведь они наравне с именитыми могут абсолютно бесплатно побывать в Турции и поработать с идеями, которые возможно вынашивались не один год, но не было времени и площадки для их реализации.
Все работы, произведенные в рамках симпозиума, остаются в фонде музея танца «Лезгинка», учредителем которого является заслуженный строитель Дагестана Омар Омаров. Он же инициатор и симпозиума. Омар встречается с каждой группой, участвует во всех организационных моментах, вникает в детали художественного процесса вплоть до необходимого в работе инструментария. Это не первый культурный проект предпринимателя, впрочем, и в живописи Омар Омаров разбирается не хуже любого критика. В его частной коллекции более 400 картин.
В рамках рабочей программы участники посещают селение Гюнейкёй – место компактного проживание выходцев из Дагестана на территории Турции. Посёлок Термаль, где расположены древние византийские термии, а также музеи, галереи и достопримечательности города Ялова. По итогам мероприятий будет создана масштабная передвижная выставка, в которую войдут 100 лучших произведений.
Картины будут представлены в Турции, В Москве, в Дагестане. Затем уже показаны в формате гала-выставки зрителям Китая, США, Канады и стран Европы. Подобных проектов, объединяющих единым замыслом разных художников с выходом за пределы республики и страны, ранее еще не было.
«Мы всегда рады, в рамках своих возможностей, поддерживать такие инициативы здесь на местах. Люди, которые имеют представление об искусстве и культуре – очень горды тем, что такое масштабное мероприятие проходит в Ялове. Даже чиновники восторгаются. Все-таки это большой вклад в сближение и взаимообогащение культур разных народов».
Симпозиум все еще продолжается. В течении полугода участие в проекте примут еще около 70живописцев и графиков.